б) Доклады по правоприменительной практике органа надзорной деятельности МЧС России (как делать нельзя)

ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

 Анализ пожаров и их последствий

 За 1 квартал 2018 год обстановка с пожарами в Костромской области характеризовалась следующими основными показателями:

–          зарегистрировано — 162 пожара, увеличение на 3,8 % (АППГ - 156);

–          на пожарах погибло — 15 человек, снижение на 21,1 % (АППГ - 19), из них погибло 2 детей, увеличение на 100 % (АППГ – 0);

–          получило травмы — 13 человек, увеличение на 30 % (АППГ – 10), из них травмировано 0 детей, снижение на 100% (АППГ – 1);

–          спасено людей — 116 человек (АППГ - 62), увеличение на 87,1 %;

–          эвакуировано людей — 220 человек (АППГ - 155), увеличение на 41,2 %;

–          материальный ущерб — 5,3 млн. рублей, снижение на 44 % (АППГ – 9,1 млн. руб.);

–          зарегистрировано загораний — 80, снижение на 26,6 % (АППГ - 109).

 В целом обстановка с пожарами на территории Костромской области за последние 5 лет выглядит следующим образом:

 Объекты возникновения пожаров:

 Здания жилого назначения и надворные постройки – 81,4 % от общего числа пожаров (132 пожара);

-  Здания производственного назначения постройки – 4,3 % от общего числа пожаров (7 пожаров);

-  Здания торговых предприятий – 2,5 % (4 пожара);

-  Административно-общественные здания – 2,5 % (4 пожара);

-  Транспортные средства – 4,3 % (7 пожаров);

-  Прочие объекты – 5 % (8 пожаров).

Причины возникновения пожаров

Основными причинами возникновения пожаров на территории Костромской области явились:

-  неосторожное обращение с огнем – 25,3 % от общего количества пожаров (41 пожар);

-  нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 29,6 % (48 пожара);

-  нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 30,8 % (50 пожаров);

-  поджоги – 9,3 % (15 пожаров);

-  прочие причины пожаров – 5 % (8 пожаров).

 Лица, виновные в возникновении пожаров

 Основные виновники возникновения пожаров: трудоспособное население – 20,4 % от общего количества пожаров, нетрудоспособное население (пенсионеры, инвалиды) – 13,6 %, дети – 0,6 %, виновный не установлен – 65,4 % и виновный не усматривается – 0 %.

 По вине лиц, находившихся в алкогольном опьянении, произошло – 8 пожаров или 4,9 % от общего числа пожаров, на данных пожарах погибло 4 человека или 26,7 % от общего количества погибших.

 Гибель людей при пожарах

 За 2018 год на территории Костромской области зарегистрировано 12 пожаров с гибелью людей, на которых погибло 15 человек, 3 из которых находились в алкогольном опьянении.

Количество погибших людей на территории Костромской области представлены на диаграмме:

 Снижение количества погибших людей зарегистрировано в следующих районах области: в Буйском, Галичском, Красносельском, Межевском, Островском, Шарьинском и г. Кострома.

На территории области зарегистрированы случаи пожаров с групповой гибелью людей (2 и более человека). Таких пожаров произошло:

• с гибелью 2-х человек – 1 случай, при них погибло 2 человека (23.01.2018 в г. Нерехта);

• с гибелью 3-х человек – 1 случай, погибло 3 человека, из 2 ребенка (27.01.2018 в Павинском районе).

Гибель людей во всех 12 случаях произошла в жилом фонде, а именно в жилых домах.

Основными причинами возникновения пожаров, где произошла гибель людей, явились:

- неосторожное обращение с огнем – 6 человек (АППГ – 15, - 60 %) или 40 % от общего количества погибших;

- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 8 человек (АППГ – 0, + 100 %) или 53,3% от общего количества погибших;

- нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 1 человек (АППГ – 3, - 66,6 %) или 6,7 % от общего количества погибших;

- нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых, газовых и бензиновых устройств – 0 человек (АППГ – 1, - 100 %) или 0 % от общего количества погибших;

 Основную долю погибших при пожарах людей за 2018 год составили:

- лица без определенного рода занятий (безработный) - 2 человека или 13,3 % от общего числа погибших;

- пенсионеры - 6 человек или 40 % от общего числа погибших;

- работник рабочих специальностей - 5 человек или 33,4 % от общего числа погибших;

- ребенок дошкольного возраста - 2 человека или 13,3 % от общего числа погибших);

- индивидуальный предприниматель - 0 человек или 0 % от общего числа погибших;

- инвалиды - 0 человек или 0 % от общего числа погибших;

- лица без определенного места жительства (бомж) - 0 человек или 0 % от общего числа погибших).

   Основную долю числа погибших при пожарах людей составляет мужское население – 73,3% (11 человек) и 26,7 % - женщины (4 человека). Следовательно, соотношение погибших мужчин и женщин составляет 3:1.

 Условия, способствующие гибели людей при пожарах

Основное условие, способствующее гибели людей при пожарах:

- нахождение в состоянии сна – 6 человек или 40 % от общего числа погибших людей.

 Из приведенного анализа можно определить среднестатистический социальный портрет человека, погибающего при пожаре. Как правило – это человек, в возрасте от 41 до 60 лет и выше, пенсионер или работник рабочих специальностей, проживающий в частном жилом секторе. Условием, способствующим гибели, является состояние алкогольного опьянения, причина пожара – аварийный режим работы электрооборудования и неосторожное обращение с огнем, как правило, самого виновного.

 Количество объектов, взятых в учет для осуществления

федерального государственного пожарного надзора

 

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и МЧС России, Главное управление МЧС России по Костромской области ориентировано на новую риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности.

В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» на территории Костромской области проведена работа по присвоению всем объектам защиты категорий риска.

На учете Главного управления МЧС России по Костромской области находится 5732 объекта, подлежащего федеральному государственному пожарному надзору.

Определено 759 объектов высокого риска, 1054 — значительного, 1185 — среднего, 2734 — умеренного.

 Категории объектов

 

Количество

Периодичность

Категория высокого риска

759

один раз в 3 года

Категория значительного риска

1054

один раз в 4 года

Категория среднего риска

1054

не чаще чем один раз в 7 лет

Категория умеренного риска

14258

не чаще чем один раз в 10 лет

Категория низкого риска

57904

проверки не проводятся

Итого

78830

 

 

Перечни объектов защиты, которым присвоены категории рисков, размещены на официальном интернет-портале Главного управления МЧС России по Костромской области в сети «Интернет».

 Планирование проверок в области пожарной безопасности

 При формировании плана на 2018 год основными принципами являлись применение риск-ориентированного подхода и «надзорные каникулы» в отношении субъектов малого предпринимательства.

На основании статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ и постановления Правительства России № 1268 в 2016 году в Главное управление МЧС России по Костромской области от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заявлений об исключении проверок в отношении их организаций из ежегодного плана проведения плановых проверок как в 2017 году, так и в 1 квартале 2018 года не поступало.

   Проведение проверок в области пожарной безопасности

 За 1 квартал 2018 года проведено 118 проверок, из них:

88 плановых проверки (категории высокого риска – 69, значительного – 12, среднего – 6, умеренного – 1);

30 внеплановых проверки (категории высокого риска – 9, значительного – 7, среднего – 8, умеренного – 5).

 За 1 квартал 2018 года вручено 62 предписания об устранении нарушений, (2017 г. – 52, 2016 г. – 95). При этом к выполнению предложено 476 мероприятий (2017 г. – 406, 2016 г. – 454).

 За 1 квартал 2018 года в органы власти направлено 9 информационных писем, в органы прокуратуры – 3, всего направлено – 12 информаций (2017 г. – 12, 2016 г. – 95).

 Всего, за 1 квартал 2018 года устранено нарушений требований пожарной безопасности, из ранее выявленных – 427 (2017 г. – 372 нарушения, 2016 г. – 422 нарушений,). По сравнению со средним показателем в трехлетней динамике количество устранённых нарушений за 1 квартал 2018 года увеличилось на 6%. Увеличение количества устранённых нарушений требований пожарной безопасности указывает на исполнительность большинства руководителей объектов.

Процент исполнения предписаний за 1 квартал 2018 года составил 89,7% от количества предложенных мероприятий (2017г. – 93%, 2016 г. – 91,6%,).

Процент исполнения предписаний находится на высоком уровне, что указывает на исполнительность большинства руководителей объектов, которые своевременно, в указанные сроки исполняют предложенные инспекторским составом мероприятия.

Сокращение числа проверок объектов надзора удалось достичь за счет осуществления профилактических сезонных операций в соответствии с распоряжением МЧС России от 10.10.2016 № 448 («Новый год», «Водоисточник», «Победа», «Лето», «Отдых», «Школа», «Отопительный сезон», «Особый противопожарный режим»), в ходе которых выполняются превентивные мероприятия, направленные на предупреждение возникновения пожаров, минимизацию их последствий, а также создание условий для эффективного тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В последнее время всё более востребованным становиться предоставление социальных услуг субъектами частного бизнеса (лагеря).

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ субъекты предпринимательства вправе рисковать своим имуществом. Однако, часто это вступает в противоречие с положениями Конституции РФ, которая гарантирует право каждого на безопасность.

Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 установлен запрет на размещение в зданиях детского летнего отдыха:

детей в мансардных помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3;

более 50 детей в помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3;

детей на этаже с одним эвакуационным выходом.

Главным управлением МЧС России по Костромской области совместно Управлением МВД России по Костромской области, Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области проводится работа по выявлению частных объектов детского отдыха для их учета и проведения надзорно-профилактических мероприятий на данных объектах с целью предупреждения возникновения пожаров, минимизации их последствий, а также создания условий для эффективного тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Заканчивая тему правоприменительной практики на объектах социальной сферы следует отметить, что все объекты данной категории отнесены к категории «высокого» риска. Периодичность проверок в области пожарной безопасности таких объектов установлена постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (объекты образования, социальной защиты - не чаще 1 раза в год, загородные оздоровительные лагеря – 1 раз перед началом каникул, объекты здравоохранения – не чаще 1 раза в 2 года).

В связи с высоким риском наступления тяжких последствий при возникновении пожаров и иных происшествий для социально значимых объектов устанавливаются максимально короткие сроки устранения выявленных нарушений (не более полугода).

А так как, в основном вышеуказанные учреждения являются объектами государственной собственности, и их финансирование осуществляется бюджетами различных уровней при устранении нарушений обязательных требований возникают трудности при исполнении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (длительный срок проведения тендеров, аукционов, недобросовестный демпинг, жесткие требования к планированию, трудоемкость закупочного процесса).

Стоит отметить - уменьшение количества проверок или их отсутствие у ряда руководителей вызывает ложное чувство безнаказанности и безответственности, в том числе перед работниками данных объектов.

*** Полный текст доклада по правоприменительной практике надзорных органов Главного управления МЧС России по Костромской области за 1 квартал 2018 года можно прочитать в прикрепленном ниже документе