ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗА 1-Е ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА
В первом полугодии 2018 года обстановка с пожарами и их последствиями на территории Костромской области характеризовалась следующими показателями:
– зарегистрирован — 308 пожар, уменьшение на 5,5 % (АППГ - 319);
– на пожарах погибло — 28 человек, снижение на 3,6 % (АППГ - 30), из них погибло 5 детей, увеличение на 400 % (АППГ – 1);
– получило травмы — 21 человек, увеличение на 5 % (АППГ – 19), из них травмировано 0 детей, снижение на 100% (АППГ – 1);
– спасено людей — 175 человек (АППГ - 77), увеличение на 127,3 %;
– эвакуировано людей — 454 человека (АППГ - 272), увеличение на 66,9 %;
– материальный ущерб — 8 млн. рублей, снижение на 49,3 % (АППГ – 16,8 млн. руб.);
– зарегистрировано загораний — 603, увеличение на 16,2 % (АППГ - 519).
На объектах малого и среднего бизнеса произошло 29 пожаров, что составляет 9,4 % от общего количества пожаров, произошедших в 1 полугодии 2018 года. На пожарах погибших и травмированных не зарегистрировано.
На учете Главного управления МЧС России по Костромской области находится 5732 объекта, подлежащего федеральному государственному пожарному надзору, из них:
категория высокого риска - 759 объектов, подлежат проверке не чаще одного раза в 3 года,
категория значительного риска - 1054 объекта, проверяются один раз в 4 года,
категория среднего риска - 1185 объектов, проверяются не чаще чем один раз в 7 лет,
категория умеренного риска - 2734 объекта, проверяются не чаще чем один раз в 10 лет.
В январе 2018 года проведена работа по изменению категории риска. Так увеличена на одну ступень выше категория риска на 38 объектах, на которых в 2017 году произошли пожары. Снижена категория риска на 22 объектах, на которых в отчетном периоде проведена независимая оценка пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности.
В общей сложности в 1 полугодии 2018 года по линии федерального государственного пожарного надзора (далее - ФГПН) проведено 406 проверок, в которые вошли 212 плановых и 194 внеплановых проверки.
При этом отмечается повышение степени реализации предписаний органов ФГПН до 93% (в 2016 г. - 89%).
В ходе проведенных надзорных мероприятий выявлено 1429 нарушений в области пожарной безопасности, в том числе связанных с:
возможной причиной возникновения пожара – 75 нарушения;
обеспечением безопасности людей – 1201;
ограничением распространения пожара - 76;
созданием условий для успешного тушения пожара - 77.
Наряду с этим, сотрудниками органов ФГПН было проведено 1 046 профилактических обследований объектов защиты при подготовке к проведению массовых мероприятий.
Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, выделяются:
использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;
нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;
нарушение правил эксплуатации систем отопления;
захламление помещений сгораемыми материалами.
Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:
ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;
неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;
ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.
Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, отмечаются:
выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;
отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;
неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.
Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:
недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);
создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;
ненадлежащие содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.
Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:
незнание обязательных требований;
оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;
отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций;
наличие в организациях юридической службы;
правовой нигилизм;
и низкая личная ответственность.
За первое полугодие 2018 года по фактам совершения правонарушений возбуждено 684 дела об административных правонарушениях (АППГ – 686, уменьшение на 0,3%).
К административной ответственности в виде штрафа привлечено 107 лиц, нарушивших требования пожарной безопасности (АППГ – 138, уменьшение на 22,5%), в том числе 50 должностных лиц (АППГ – 54,
уменьшение на 7,4%), 11 юридических лиц (АППГ – 1 увеличение на 1000%).
Доля наказаний в виде предупреждения в первом полугодии 2018 года увеличилась на 58% по отношению к 2017 году.
В судах назначено 11 административных наказания по административным делам, поступившим из органов ФГПН (АППГ – 27, уменьшение на 60%).
В целом, предъявляемые государственными инспекторами требования поддерживаются судами.
О неудовлетворительном состоянии поднадзорных субъектов направлено 12 информаций, в том числе 9 в органы государственной власти и 3 в органы прокуратуры.
Одновременно в первом полугодии 2018 года органами прокуратуры в адрес органов федерального государственного пожарного надзора внесено 4 представление об устранении нарушений, связанных с осуществлением государственного пожарного надзора.
За несоблюдение требований законодательства Российской Федерации 5 должностных лиц органов ФГПН, привлечено к дисциплинарной ответственности.
За первое полугодие 2018 года в органы НД и ПР поступило 1461 сообщение об иных происшествиях (АППГ 1159, или +26,1%), из которых 298 сообщений о преступлениях, связанных с пожарами (АППГ 313, или -4,7%). Списано в накопительное дело как загорания и иные происшествия 1157 сообщений (АППГ 819, или +41,2%).
По результатам рассмотрения 298 сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, сотрудниками НД и ПР приняты следующие решения:
- об отказе в возбуждении уголовного дела по 233 фактам о пожарах (АППГ 251, или –7,1%); из них на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием признаков события преступления) по 164 сообщениям (АППГ 177, или -7,3%), на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием состава преступления) по 69 сообщениям (АППГ 74, или -6,7%);
- передано по подследственности в другие правоохранительные органы, в соответствии со ст. 151 УПК РФ – 63 сообщения о преступлениях, связанных с пожарами (АППГ 63, или 0%);
- о возбуждении уголовного дела 2 (АППГ 2, или 0%). Антроповский район по ст. 168 УК РФ, Островский район ч. 2 ст. 261 УК РФ.
Уголовные дела, предусмотренные другими статьями УК РФ сотрудниками НД не возбуждались.
За истекший период сотрудниками НД и ПР в суды уголовные дела не направлялись (за АППГ – 0).
По подследственности, из других следственных органов, в органы НД и ПР ФПС уголовных дел, возбужденных по ст. 168, 219, 261 УК РФ не направлялось.
В ходе проведения внеплановых проверок территориальных подразделений НД и ПР была оказана практическая и методическая помощь. По итогам проверок был проведён анализ допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства и доведён до личного состава.
Прокуратурой Костромской области в адрес Главного управления МЧС России по Костромской области вынесено 2 представления об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания по уголовному делу № 11710340015000001.
Прокуратурой области в порядке надзора изучено уголовное дело
№ 11710340015000001, возбужденное 22.06.2017 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ, по факту пожара в здании МОУ СОШ № 2 г. Галич.
Уголовное дело находилось в производстве начальника территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Галичского района
Согласно Представления в ходе расследования уголовного дела игнорировались требования в нарушение п.5 ч.2 ст. 213 УПК РФ в описательно-мотивировочной части постановления о прекращении уголовного дела отсутствует анализ собранных в ходе дознания доказательств.
В нарушение требований ст. 88 УПК РФ оценка противоречивым выводам заключения пожарно-технической судебной экспертизы от 21.02.2018, на которые ссылается дознание при вынесении постановления о прекращении уголовного дела, не дана. Кроме этого, при производстве следственных действий допущены множественные нарушения уголовно-процессуального законодательства. Так, в нарушение требований ст. 60, ч. 1 ст. 170 УПК РФ, осмотры места происшествия 14.02.2018, 16.02.2018 и 21.02.2018 проведены с участием одного понятого, при этом он на момент участия в указанных следственных действиях, являлся свидетелем по данному уголовному делу. Вышеуказанные доказательства заместителем межрайонного прокурора признаны недопустимыми. Представители потерпевших - администрации городского округа и образовательной организации, в нарушение ст. 206 УПК РФ, не ознакомлены с заключением пожарно-технической судебной экспертизы от 21.02.2018. С учетом указанных нарушений уголовно-процессуального законодательства, 13.03.2018 постановление о прекращении уголовного дела заместителем межрайонного прокурора отменено.
Указанные в представлении Прокуратуры Костромской области нарушения уголовно-процессуального законодательства подтвердились в полном объеме и стали возможными в виду недобросовестного отношения к исполнению своих должностных обязанностей начальником территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Галичского района.
За допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства начальник территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Галичского района привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В первом полугодии 2018 года органами надзорной деятельности МЧС России проводились мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, осуществляемых в формах правового просвещения и информирования.
Указанные профилактические мероприятия проводились в отношении объектов, задействованных в выборах Президента Российской Федерации, объектов с массовым пребыванием людей, общеобразовательных учреждений, объектов жизнеобеспечения и других.
Всего проведено более 9 тыс. (9715) профилактических мероприятий, в ходе которых организовано 297 тренировок по эвакуации, проведено более 8 тыс. (8552) противопожарных инструктажей, организовано 866 сходов и встреч с населением по разъяснению правил установленных требований и правил поведения граждан.
В 2018 году вступили в силу следующие изменения в законодательство Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.
1. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 1 января 2018 года подписан указ № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.
Цель государственной политики в области пожарной безопасности - обеспечить необходимый уровень защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Состояние пожарной безопасности характеризуется, в том числе, следующими показателями:
количество зарегистрированных пожаров;
количество людей, погибших и травмированных в результате пожаров;
прямой материальный ущерб от пожаров.
В соответствии с Указом для обеспечения необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров необходимо:
- оценить пожарные риски на территории страны, определить комплекс задач по их предотвращению;
- развивать систему профилактики пожаров, внедрять технические регламенты Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- установить требования к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара;
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;
- обеспечить проведение профилактических плановых (рейдовых) осмотров территорий населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, граничащих с лесными участками;
- внедрить принцип приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
- обеспечить развитие системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;
- повысить качество обучения личного состава подразделений всех видов пожарной охраны.
Источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций.
2. Также напоминаю, что Постановлением от 30 декабря 2017 года №1717 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в котором основные изменения коснулись повышению уровня безопасности на территориях, прилегающих к дорогам и населённым пунктам.
Дополнительно обращаем внимание подконтрольных субъектов на следующие мероприятия:
1. При заключении договоров аренды рекомендуется обратить внимание на предмет договора в части касающейся ответственности за вопросы обеспечения пожарной безопасности. Собственник или арендатор отвечает за обеспечение пожарной безопасности. Кто отвечает за мероприятия капитального характера, а кто режимного.
2. Перед заключением договора аренды, проведением перепланировки или реконструкции здания (помещения) рекомендуется проконсультироваться в органе ФГПН по вопросу пригодности данного помещения для осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.
3. При заключении договоров на обслуживание противопожарных систем на объекте, рекомендуется утвердить график проведения обслуживания с конкретными сроками, а также сроками восстановительных работ при нарушении эксплуатации.
4. В случае работы на предприятии подрядных организаций в обязательном порядке определите конкретную ответственность за обеспечение пожарной безопасности (от проведения первоначального инструктажа по мерам безопасности, до административной или финансовой ответственности за нарушение требований пожарной безопасности).
5. При осуществлении деятельности рекомендуется застраховать имущество от возможного пожара.