Ответы на поступающие вопросы по докладам, указанным в пунктах б) и в), а также вопросы поступившие в ходе проведения мероприятия
14 февраля 2017 года в 14 ч. 00 мин. под руководством заместителя начальника Главного управления МЧС России по Костромской области полковника внутренней службы Михалева Алексея Евгеньевича по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 53 проведены публичные обсуждения обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Костромской области за 12 месяцев 2017 года.
Задаваемые до проведения публичных слушаний вопросы и ответы на них
Вопрос: Нужно ли регистрировать лодку, изготовленную из поливинилхлорида (ПВХ) и какой мощности мотор может быть установлен на такую лодку?
Ответ: Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внёс изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно.
В соответствии с требованиями КТМ РФ и КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).
При плавании на маломерном судне, подлежащем государственной регистрации, на борту судна должны находиться следующие судовые документы: судовой билет (или его копия, заверенная в установленном порядке) и судовая роль (ст. 27, 31 КТМ и п. 9 ст. 14 КВВТ РФ).
Также порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502 (зарегистрированном в Минюсте России 24.08.2005 № 6940) (далее - Правила). В соответствии с пунктом 5 Правил «к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами».
Таким образом, при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.
При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).
Массу маломерного судна следует определять по ГОСТ Р ISO 86663:2012 «Суда малые. Основные данные». В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжёлого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более лёгкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой, установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
Вопрос: Как будут квалифицироваться правонарушения в связи с внесенными изменениями 09.06.2017 в ст. 20.4 КоАП РФ, за которые ранее была предусмотрена ответственность частями 3,4,5 и 8 КоАП РФ?
Ответ: В связи с данными изменениями за правонарушения, ранее предусмотренные ч.ч. 3,4,5,8 ст. 20.4 КоАП РФ, субъект правонарушения будет нести ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Либо, в случае совершения аналогичных правонарушений в условиях действия особого противопожарного режима на территории субъекта – по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вопрос: Необходимо ли организации, не отнесенной к категориям по гражданской обороне или прекращающей работу в военное время, расположенной вне зон возможных разрушений, возможных опасных химических заражений, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения разрабатывать собственные планы гражданской обороны?
Ответ: В соответствии с п.116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70, организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Вопрос: Какая работа поводится по заявлению в случае отказа в согласовании проверки органами прокуратуры?
Ответ:В случае отказа органами прокуратуры в согласовании проведения внеплановой проверки по заявлению, заявителю направляется ответ с разъяснением положений ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вопрос: Риск-ориентированный подход. Что это такое и как будет определяться степень риска для разных предприятий?
Ответ:Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Решение об отнесении объекта к той или иной категории риска принимается на основании критериев отнесения, изложенных в постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
Вопрос: На каких организациях создаются локальные системы оповещения?
Ответ:Локальные системы оповещения создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. Основанием для его требования является п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Задаваемые во время проведения публичных слушаний вопросы и ответы на них
Вопрос: Добрый день уважаемые коллеги. Я представляю организацию «Мир безопасности», оказывающую услуги в области обеспечения пожарной безопасности.
В Вашем докладе прозвучало, что по итогам 2017 года 38 объектам повышена категория риска связи с произошедшими на них пожарами и 22 объектам снижена, так как проведена, положительна оценка пожарного риска. У меня такой вопрос: в каких ещё случаях может быть повышена категория риска, а в каких понижена?
Ответ: Пожарный риск понижается:
1. Для объектов значительного, среднего, умеренного риска на одну ступень до среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
2. Для объектов значительного риска на одну ступень до среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет;
Пожарный риск повышается:
Для объектов защиты отнесенных к категории среднего, умеренного и низкого риска, на одну ступень до значительного, среднего и умеренного риска соответственно при наличии следующих условий:
проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.
Морозов Илья Николаевич
Вопрос: В представленном Вами обзоре указаны основные (типовые) нарушения требований пожарной безопасности, которые выявляются в ходе проверок. Большинство замечаний имеется по монтажу систем противопожарной защиты, а именно автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Государственные инспектора по пожарному надзору не принимают участие в приемке указанных систем. Не будут ли в будущем возвращены данные полномочия?
Ответ:В настоящее время, данный вопрос не рассматривается, но каждый представитель (собственник) объекта защиты может обратиться к нам за консультацией. При этом в случае некачественного выполнения работ организацией, выполняющей монтаж противопожарных систем, можно обратиться к нам с обращением (заявлением) или решить возникшие споры в гражданско-правовом порядке.
Начальник отдела промышленной безопасности ООО "СВИСС КРОНО" г. Шарья
Вопрос: НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны» относится к нормативным документам по пожарной безопасности для обязательного исполнения или является нормой добровольного исполнения? И можем ли мы построить пожарное депо без вспомогательных помещений?
Ответ:
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 3 статьи 4 установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Существует несколько документов, содержащих в себе перечни нормативных документов по пожарной безопасности. Это:
Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 304-р
«Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия.».
Приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 года № 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В указанных перечнях данный документ отсутствует.
Письмом МЧС России от 18.12.2013 N 19-3-1-5587 "О ведомственных документах по пожарной безопасности" дано следующее пояснение:
В связи с участившимися обращениями по вопросу применения ведомственных (отраслевых) правил (норм) пожарной безопасности, Департамент надзорной деятельности сообщает следующее.
Рассматриваемые документы разрабатывались с учетом специфики организации обеспечения пожарной безопасности на объектах конкретных отраслей в соответствии с действовавшими ранее нормативными документами по пожарной безопасности и не проходили регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В настоящее время исчерпывающие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, а также объектов защиты различных классов функциональной пожарной опасности, регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются документами добровольного применения и не могут применяться органами надзорной деятельности МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
МЧС России утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования НПБ 101-95 в нем также отсутствуют.
Из вышеизложенного следует, что НПБ 101-95 является документом добровольного применения. Требования данного документа не проверяются при проведении надзорных мероприятий.
Вопрос: Скажите пожалуйста! Согласно внесенных изменений, получается, что теперь не нужна лицензия для работ по очистке дымоходов и вентиляционных каналов?
Ответ.
Да действительно Постановлением также внесены изменения в Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" в котором п.11 изложен в следующей редакции:
11. Надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы;
б) в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов и (или) заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.";
Вопрос: Скажите пожалуйста! Каким минимальным перечнем необходимого оборудования при получении лицензии нужно руководствоваться в настоящее время?
Ответ. Приказом МЧС России от 30.10.2017 № 478 (зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2017 № 49040) утвержден минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Данный перечень размещен на официальном сайте Главного управления в разделе «Лицензирование». Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, то есть 01.03.2018.