д) Ответы на поступающие вопросы по докладам, указанным в пунктах б) и в)

 Вопросы и ответы на них до проведения и в ходе проведения публичных слушаний в Главном управлении по Костромской области

Вопрос: Как в настоящее время решается вопрос по выводу сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников организации в образовательных учреждениях, кто этим занимается?

Ответ: В настоящее время проблемные вопросы возникают в населённых пунктах, где имеются проблемы с сотовой связью и интернетом, но и это в наше время разрешимо. Лицензиаты, занимающиеся данным видом деятельности, предлагают различные варианты вывода сигнала о пожаре, в том числе используя спутниковую связь. Если ранее выполнение данного мероприятия было возможно только при помощи оборудования Програмно-аппратного комплекса «Стрелец-Мониторинг», то в настоящее время Приказом МЧС России данная монополия снята и лицензиат совместно с руководителем объекта могут выбирать иное оборудование, руководствуясь качеством и стоимостью последнего. Задачей Главного управления в данном направлении является предоставление лицензиату рабочего места в пожарно-спасательном подразделении для размещения там соответствующего оборудования. В этом сегодня проблем нет, такие заявления в наш адрес поступали, все разрешены положительно.Далее, инспекторский состав контролирует выполнение ранее предложенных мероприятий, в том числе по выводу сигнала на пульт подразделения пожарной охраны и принимает меры административного характера в случае невыполнения установленных требований.

 Вопрос: Есть ли единый нормативный правовой документ, в которым были бы изложены все основные требования по обеспечению пожарной безопасности для руководителя или собственника объекта?

Ответ: В настоящее время такой нормативно-правовой акт есть, это Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме». Проще говоря – «Правила пожарной безопасности», которыми необходимо руководствоваться всем руководителям и собственникам объектов. В первом разделе изложены практически все общие требования пожарной безопасности. Рекомендую всем руководителям и собственникам объектов иметь данный документ как рабочую книгу. Данный документ также размещён на интернет – сайте Главного управления.

Вопрос: Кто в праве изменять ранее присвоенную объекту категорию риска?

Ответ: Данные требования изложены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется: решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска; решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты - при отнесении к иным категориям риска.

В случае пересмотра решения об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.

Вопрос: В каких случаях организации необходимо заключать договор с профессиональными спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта, а в каких – необходимо создавать собственные?

Ответ: Организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты III или IV классов опасности, достаточно заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями. Если организация эксплуатирует опасные производственные объекты I или II классов опасности, помимо заключения договора с профессиональными формированиями она обязана создать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования.

 Вопрос: Риск-ориентированный подход. Что это такое и как будет определяться степень риска для разных предприятий?

Ответ: Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Решение об отнесении объекта к той или иной категории риска принимается на основании критериев отнесения, изложенных в постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.

Вопрос: В представленном Вами обзоре указаны основные (типовые) нарушения требований пожарной безопасности, которые выявляются в ходе проверок. Большинство замечаний имеется по монтажу систем противопожарной защиты, а именно автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Государственные инспектора по пожарному надзору не принимают участие в приемке указанных систем. Не будут ли в будущем возвращены данные полномочия?

Ответ: В настоящее время данный вопрос не рассматривается, но каждый представитель (собственник) объекта защиты может обратиться к нам за консультацией. При этом в случае некачественного выполнения работ организацией, выполняющей монтаж противопожарных систем, можно обратиться к нам с обращением (заявлением) или решить возникшие споры в гражданско-правовом порядке. 

 Вопрос: Как учитываются при планировании и проведении проверок проведенная в отношении объекта защиты независимая оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (НОР)?

Ответ: В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риску периодичностью.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденные путем независимой оценки пожарного риска (далее – НОР) учитываются надзорными органами только как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой (высокой) опасности в зависимости от сделанных аудитором выводов.

На основании изложенного, в случае поступления в орган надзорной деятельности НОР до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты присваивается более низкая (высокая) категории риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки, с момента окончания последней плановой проверки, ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения класса его функциональной пожарной опасности. В случае если НОР поступил в орган надзорной деятельности до утверждения ежегодного плана плановых проверок, проверка в отношении данного объекта проводится в части касающейся режимных требований пожарной безопасности.