Вопросы гражданской обороны

Кто подлежит обеспечения средствами индивидуальной защиты (противогазами, респираторами)?

Обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее:

на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;

в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне;

на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

Обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее:

на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

Кто и как создает запасы средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов)?

Запасы средств индивидуальной защиты создаются заблаговременно в мирное время в запасах материальных ресурсов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Костромской области, органов местного самоуправления и организациях Костромской области, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

Запасы создают: 

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении; 

органы исполнительной власти Костромской области для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории Костромской области;

органы местного самоуправления Костромской области для работников этих органов и созданных ими муниципальных организаций (предприятий и учреждений);

организации для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.


Каким образом осуществляется хранение средств индивидуальной защиты?

Содержание (хранение) средств радиационной и химической защиты осуществляется в специализированных складских помещениях (местах хранения).

Средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий); их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.

Хранение средств радиационной и химической защиты включает:

правильное устройство, оборудование, содержание и использование специализированных складских помещений (мест хранения);

прием поступающих средств радиационной и химической защиты на хранение и устранение выявленных недостатков;

подготовку средств радиационной и химической защиты для хранения с применением консервации;

подготовку мест хранения, обеспечение и поддержание в них необходимых условий (температуры, влажности и др.);

проведение лабораторных испытаний, проверки (поверки), ремонта и технического обслуживания средств радиационной и химической защиты;

соблюдение режима хранения средств радиационной и химической защиты в зависимости от их химических и физических свойств;

своевременную замену и освежение средств радиационной и химической защиты;

охрану специализированных складских помещений (мест хранения) и выполнение правил пожарной безопасности;

оснащение специализированных складских помещений (мест хранения) средствами механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ;

проведение должностными лицами гражданской обороны периодических проверок организации хранения средств радиационной и химической защиты.

Места расположения специализированных складских помещений (мест хранения) оборудуются с учетом требований защиты от современных средств поражения, на безопасном удалении от предприятий, специфическая деятельность которых может отрицательно сказаться на качественном состоянии средств радиационной и химической защиты. Используются участки местности, не прилегающие к болотам, не затапливаемые паводковыми, ливневыми и грунтовыми водами. Склады должны располагаться в непосредственной близости от подъездных путей, источников электроэнергии и водоснабжения.

Каким образом осуществляется проверка противогазов на исправность и периодичность этой проверки?

Проверка качественного состояния при приеме и в процессе хранения проводится методом выборочного или сплошного контроля.

Основным планирующим документом проверки является годовой план-график контроля качественного состояния средств радиационной и химической защиты, которым определяется периодичность проведения выборочного контроля.

При выборочном контроле качество средств радиационной и химической защиты определяется по результатам проверки одной или нескольких выборок (образцов, проб) из партии.

При сплошном контроле качество средств радиационной и химической защиты определяется по результатам каждой единицы продукции партии.

Выборочный контроль является основным видом для определения качественного состояния продукции, который проводится при приеме поступающих средств радиационной и химической защиты от промышленности, в процессе его хранения, а также при проведении проверки, ревизии, инвентаризации материальных ценностей или при передаче дел должностными лицами, отвечающими за хранение.

Выборочный и сплошной контроль качественного состояния средств радиационной и химической защиты осуществляется двумя методами:

осмотра тары (упаковки) и находящихся в ней средств радиационной и химической защиты, с определением его технического состояния по внешнему виду;

проведения периодических испытаний средств радиационной и химической защиты (проверка (поверка) приборов радиационного контроля и лабораторные испытания средств индивидуальной защиты).

Периодичность лабораторных испытаний противогазов фильтрующих, камер защитных детских и дополнительных патронов отбираемых от заводской партии для контроля осуществляется:

первый раз - за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения;

второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения и далее один раз в два года по пять противогазов, дополнительных патронов и 2 камеры защитные детские от партии.

Как осуществляется подготовка молодежи по основам безопасности жизнедеятельности и участвуют ли в этом органы МЧС?

В соответствии с подпунктом в) пункта 2 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования. Учащиеся и студенты проходят подготовку по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности». Кроме того учащиеся принимают участие в учениях и тренировках по ГО и ЧС. 

Сотрудники МЧС России ежеквартально участвуют в «Открытых уроках» по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» в школах, колледжах и ВУЗах Костромской области. В 2023 году такие уроки проводились с 1 по 3 марта и 28 апреля.

Под руководством сотрудников МЧС проводятся занятия по безопасности на воде в рамках акции «Безопасность доступна каждому», акции «Твоё Безопасное лето», проходят профилактические занятия «У воды без беды» и акции «Мои безопасные каникулы» с детьми и подростками из разных районов Костромской области. О всех подобных акциях информация размещается на официальном сайте Главного управления МЧС России по Костромской области, в разделе новости.


Каковы требования к уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций?

Требования к уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны установлены с пунктами 3 и 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее – Положение), утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 № 47253), в соответствии с которым требования к уполномоченным работникам предъявляются в зависимости от категории организации по ГО (отнесена или не отнесена к категории по ГО.

В соответствии с Положением под термином «освобожденный работник» понимается работник, трудовая деятельность которого направлена на решение задач, организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне в организации без возложения на него иных обязанностей.

Пунктом 5 Положения установлены нормы для определения количества работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, на работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, возложение иных обязанностей, в том числе по мобилизационной работе, не допускается.

Какой установлен порядок отнесения определенной организации к категориям по гражданской обороне?

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями в отношении организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения. Отнесение иных организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Организации для отнесения к категории по гражданской обороне представляют предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления или федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации если деятельность организаций связана с деятельностью этих органов, корпораций и компаний.

Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению находящихся на их территории организаций к категории по гражданской обороне.

Для уточнения сведений по отнесению к категориям по гражданской обороне запрашиваемой организации необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации, а в случае если деятельность организации связана с деятельностью федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, государственной компании или находится в сфере их ведения, то непосредственно в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, государственную корпорацию или государственную компанию.

Как понимать формулировку «находящихся в ведении»?

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Так, формулировка «находящихся в ведении», данная в абзаце 4 пункта 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2020 № 1485, означает, что деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, координируют федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации по подчиненности.

К примеру, организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций и находящимся в ведении Минтруда России или Ростехнадзора России, разрешается осуществлять подготовку уполномоченных работников.



Каков порядок проведения инструктажа по защите от чрезвычайных ситуаций?

Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1485, действующей редакцией Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841, а также с учетом писем МЧС России от 27.02.2020 № 11-7-605 «О примерном порядке реализации вводного инструктажа по гражданской обороне» и от 27.10.2020 № ИВ-11-85 «О примерном порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях», рекомендуется совмещать вводный инструктаж по гражданской обороне с инструктажем по действиям в чрезвычайных ситуациях, проводимым при приеме на работу. Также допустимо проведение инструктажей по единой программе. Вместе с тем в случае ведения единого журнала учета, целесообразно сбор росписей инструктора и инструктируемых лиц оформлять по каждому виду инструктажа раздельно:

 вводный инструктаж по гражданской обороне;

 инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях при приеме на работу, проводимый в течение первого месяца работы;

 инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях, проводимый не реже одного раза в год.

Прошу дать пояснения по изменениям нормативных правовых актов, утверждающих Перечень должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны?

Перечень должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны (далее – Перечень лиц) в настоящее время утвержден приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262, зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2020 № 58566 (далее – приказ МЧС России № 262).


До утверждения приказа МЧС России № 262 действовал одноименный приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646, который утратил силу в связи с изданием приказа МЧС России от 16.06.2020 № 428.


Перечень лиц приведен в соответствие требованиям: федеральных законов от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – федеральный закон № 28-ФЗ), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804, Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841.


В соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» необходимо произвести корректировку термина «образовательное учреждение», заменив его на термин «образовательная организация». В данном законе определены также типы образовательных организаций, что потребовало уточнения типов образовательных организаций, участвующих в обучении работников ГО по дополнительным профессиональным программам.


В соответствии с п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804, изменено наименование комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.


В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 332 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 19 апреля 2017 г. № 470 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841»


и от 30 сентября 2019 г. № 1274 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Положение об организации подготовки населения в области гражданской обороны введено понятие «курсовое обучение в области гражданской обороны», а также изменено название перечня должностных лиц, проходящих обучение в области гражданской обороны.


Все вышеперечисленные изменения, внесенные в нормативное правовые акты, учтены в Перечне лиц.


Вместе с тем в соответствии с требованиями Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782, создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по ГО осуществляется, в том числе в целях обеспечения подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС).


В рамках методического руководства при решении вопросов по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС, в том числе работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, МЧС России утверждены Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, от 30.10.2020 № 2-4-71-11-10, а также Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области ГО и защиты от ЧС, от 20.11.2020 № 2-4-71-29-11.


Таким образом, в целях сохранения института лиц, осуществляющих в организациях функцию по подготовке работников организации в области ГО и защиты от ЧС, предлагается назначать данных сотрудников распорядительным актом руководителя организации как работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны по совместительству, в соответствии приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 № 47253).

Что такое комплексная защита населения и как она реализуется?

Комплексная защита населения, это: совершенствование инженерной защиты, обеспечение населения современными средствами индивидуальной защиты, совершенствование эвакуационных мероприятий.

С целью совершенствования инженерной защиты в 2014 году проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, при этом проведена работа по улучшению их содержания. По итогам инвентаризации уточнен состав и категории имеющихся для укрытия населения защитных сооружений. Вместе с тем выявлена часть защитных сооружений, в которых в настоящее время потребность отсутствует.

Это связано, в первую очередь, с сокращением численности наибольшей работающей смены, для укрытия которой они создавались, и вследствие этого снижением потребности в данных сооружениях в соответствии с законодательством.

Создание убежищ гражданской обороны было связано с созданием и развитием ядерного оружия, которые были предназначены, в первую очередь, для защиты от поражающих факторов ядерного оружия.

Сегодня изменились сценарии современных военных конфликтов, и с учетом этих изменений пересматриваются подходы к предоставлению населению защитных сооружений.

В настоящее время принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.

В соответствии с данным сводом правил постановлением Правительства РФ от 18 июля 2015 г. № 737 оптимизирован состав защитных сооружений и категории укрываемого в них населения.

Суть оптимизации состава защитных сооружений и категорий лиц, в них укрываемых, заключается во внедрении дифференцированного подхода в предоставлении населению различных видов защитных сооружений с учетом вероятных сценариев военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций на определенной территории. Так, например, для наибольшей работающей смены по-прежнему будут создаваться убежища ГО - наиболее дорогостоящий вид сооружений; в районах возможного химического и радиоактивного заражения - противорадиационные укрытия; для населения городов, отнесенных к группам по ГО, будут создаваться укрытия, ну а в районах, где вероятность разрушений чрезвычайно мала, будет достаточно использования приспосабливаемых заглубленных помещений подземного пространства или простейших укрытий.

Использование убежищ, противорадиационных укрытий, простейших укрытий, всевозможных помещений подземного пространства позволит обеспечить высокоэффективную дифференцированную защиту населения от обычных средств поражения на всей территории страны.

МЧС России в своей деятельности исходит из того, что РХБ защита населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности и представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, направленных на обеспечение РХБ защиты населения в условиях угрозы возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Порядок организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты определен соответствующим Положением, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 (далее – Положение).

Согласно Положению, обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:

защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

При этом обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

организациями - работников этих организаций.

В настоящее время МЧС России осуществляет переработку Положения с учетом биологических угроз.

Принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.

Современная эвакуация не носит всеобщий характер, а осуществляется локально из зон воздействия вторичных поражающих факторов в случае разрушения потенциально опасных объектов, т.е. из зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения), а также из зоны катастрофического затопления при разрушении гидросооружений в пределах 4-х часового добегания волны прорыва.

В настоящее время МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по подготовке проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющий Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы с учетом современных угроз.

Как осуществляется подготовка населения по вопросам гражданской обороны, начиная от руководителей и заканчивая простым населением?

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

В соотвестсвии с указанным Положением население отнесено к различным группам, в зависимости от занятости и рода профессиональной деятельности.

Для каждой группы установлены формы подготовки в области гражданской обороны (инструктажи, обучение по программ, участие в учениях и тренировках, самоподготовка), а также места ее прохождения (по месту работы, учебы, жительства либо в образовательных организациях).

Для ряда должностных лиц формой подготовки в области гражданской обороны является прохождение обучения в образовательной организации, в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262 (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2020 № 58566).

В чем роль системы гражданской обороны при ЧС: затопление территорий, задымление при лесных пожарах, экологических катастроф, пандемии?

Основные положения, касающиеся сил гражданской обороны, закреплены в статьях 15-16 Главы V Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны.

Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Управление силами гражданской обороны осуществляется теми органами управления, которые формируют привлекаемые силы.

Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.

Порядок использования сил и средств гражданской обороны в мирное время описан в пункте 4.6. Методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденных от 13.12.2012 № 2-4-87-30-14.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4942) 493-702
Приемная начальника Главного управления
8 (4942) 49-36-93
Единый «телефон доверия»
info@44.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)